Поиск

Каталог Стандартов

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 издание

Разработано совещанием XI Комиссии с 21 по 28 мая 1979 г. в г. Суздале

Дата вступления в силу: 3 июля 1979 г.

Примечание:

АВТ
Р-107/
1

РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету экономической эффективности
капиталь
ных
вложений в дорожном строительстве

Методы определения эксплуатационных затрат автомобилей

1. Данный раздел содержит принципы и расчетные значения, лежащие в основе оценки эксплуатационных затрат автомобилей.

Капитальные вложения, направленные на улучшение условий движения по дорожной сети, приводят к снижению эксплуатационных затрат автомобилей.

Полученный экономический эффект должен быть учтен при оценке экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве

2. Эксплуатационные затраты автомобилей включают в себя:

- переменные затраты, зависящие от пройденного расстояния и условий движения (затраты на горюче-смазочные материалы, шины, содержание и ремонт, амортизацию), стоимость/автом.´км;

- постоянные затраты, не зависящие от величины пробега (накладные расходы, заработная плата водителей и их командировочные расходы), стоимость/автом.´км.

3. При расчете эксплуатационных затрат автомобилей необходимо учитывать влияние следующих факторов:

- структуру движения;

- условия эксплуатации автомобилей, зависящие от типа и технического состояния дорожных покрытий;

- геометрических характеристик дорогирина проезжей части и карманов, радиусы кривых, уклоны, расстояния видимости);

- интенсивности движения и средней скорости движения;

- продолжительности остановок на пересечениях дорог и железнодорожных переездов.

4. При определении эксплуатационных затрат автомобилей, дорожная сеть или дорога разбивается на однородные участки по техническим критериям и средней годовой суточной интенсивности движения.

Общие эксплуатационные затраты автомобилей представляют собой сумму затрат, рассчитанных для каждого участка в отдельности.

5. Годовые эксплуатационные затраты автомобилей для конкретного дорожного участка рассчитываются по формуле

                                         (1)

где:

L - длина дорожного участка в км;

Ni - годовая средняя суточная интенсивность движения автомобилей категории i на уровне расчетного года, (выражается в авт./24 ч)

Кui - средние нормированные переменные затраты (зависящие от пробега) для автомобилей категории «i», установленные для движения по дорогам высшей технической категории с покрытиями хорошего состояния, в условиях равнинного рельефа местности и движения без препятствий, стоимость/автом.´км;

Ci - коэффициент, учитывающий влияние реальных условий движения по соответствующему участку дороги (геометрические характеристики дороги, вид и состояние дороги, средняя скорость движения);

vi - средняя скорость движения автомобилей категории «i» на соответствующем дорожном участке, км/ч;

Кfi - постоянные средние нормированные затраты для автомобилей категории «i», стоимость/авт.´ч;

Кsi - средние затраты, связанные с простоями автомобилей на пересечениях дорог, на ж.д. переездах, на переходах через реки и т.п. для автомобилей категории «i» на соответствующем участке дороги, стоимость/авт.

Расчетные значения в формуле (1) определяются каждой страной в зависимости от характеристик собственного автомобильного парка, специфических эксплуатационных условий и способа учета затрат по перевозкам.

Для обеспечения сопоставимости результатов расчетов эксплуатационных затрат автомобилей при установлении значений расчетных параметров рекомендуется соблюдать следующие требования:

группировка автомобилей производится по категориям и видам на основе переписей движения, однако, не следует допускать большую дифференциацию структуры движения.

Возможно проведение расчетов с использованием общего числа автомобилей (без разбивки по категориям) или понятия «приведенный автомобиль».

Средняя скорость движения vi определяется как средневзвешенная величина для дорожного участка длиной L в зависимости от:

- категории дороги;

- геометрических характеристик дорог;

- типа и состояния дорожного покрытия;

- ограничения скорости при проезде населенных пунктов;

- интенсивности и структуры движения.

Нормированные переменные затраты Кui рассчитываются категориям автомобилей по формуле (2):

                                                              (2)

где:

К1j - нормированные затраты по расходу горючего;

К2j - нормированные затраты по расходу смазочных материалов;

К3j - нормированные затраты по расходу шин;

К4j - нормированные затраты по содержанию и текущим ремонтам автомобилей;

К5j - нормированные затраты по амортизации.

Нормированные переменные затраты определяются как характерные значения для определенной категории автомобиля при помощи одной из нижеуказанных методик:

- как средневзвешенное, с учетом структуры автомобильного парка, нормированных переменных затрат для каждого типа автомобиля, входящего в состав соответствующей категории;

- путем выбора характерного автомобиля (с удельным весом и характеристиками) для соответствующей категории автомобилей и принятием значений нормированных переменных затрат этого автомобиля в качестве средних для всей категории.

Коэффициент Сi должен учитывать основные факторы, приводящие к изменению величины реальных переменных затрат по отношению к нормированным затратам, а именно: геометрические характеристики дороги (кривые, уклоны) и техническое состояние дороги, средняя скорость движения.

Для одной категории автомобилей, данный коэффициент определяется при помощи формулы (3)

C = 1 + q1 + q2 + q3,                                                      (3)

где:

q1 - увеличение реальных переменных расходов по отношению к нормированным расходам, вследствие влияния уклонов дороги;

q2 - то же, вследствие влияния кривых с малыми радиусами;

q3 - то же, вследствие влияния типа и технического состояния дороги.

Коэффициенты q зависят от средней скорости движения. Они определяются при помощи таблиц или графиков, учитывающих структуру и характеристики автомобильного парка каждой страны*).

*) В приложении 1, 2, 3 даются ориентировочные графики для определения коэффициентов.

Для расчета коэффициента по формуле (3) применяются значения средневзвешенных коэффициентов q1, q2 и q3 на данном участке дороги.

Так как влияние реальных условий движения на эксплуатационные переменные затраты автомобилей может быть приравнено увеличению длины дороги, коэффициент С можно считать и коэффициентом преобразования реальной длины дороги L на приведенную длину дороги в хороших (нормальных) условиях движения, которая определяется по формуле (4).

Lv = CL.                                                                  (4)

В случае, когда неизвестны в достаточной мере геометрические и эксплуатационные характеристики дорог или когда желательно упростить расчеты, коэффициенты могут быть определены в зависимости от средних характеристик участков дорог, определяющих техническую категорию дороги, тип и техническое состояние дорожных покрытий, условия рельефа.

Нормированные постоянные затраты Кfi вычисляются по категориям автомобилей по формуле (5):

Кfi = Кci + Кri,                                                            (5).

где:

Кci - часовой заработок водители (включая различные надбавки к зарплате и командировочные затраты);

Кri - нормированные накладные затраты/авт.´ч.

Затраты по простою автомобилей Кsi определяются по категориям автомобилей при помощи формулы (6):

Кsi = ti · Кfi,                                                                    (6)

где:

ti - общее время простоя, связанное с прохождением участка дороги длиной L, для автомобиля категории i.

В случае расчета эксплуатационных затрат автомобилей по исследуемой сети дорог, связанной с капитальными вложениями, или в случае сравнения вариантов различной длины, в затраты по простою автомобилей можно включить и соответствующие затраты по погрузочно-разгрузочным работам.

Примерная диаграмма № 1

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния уклонов дороги и типа автомобилей.

Обозначения:

1. Грузовые автомобили дизельные грузоподъемностью 10 т.

2. Грузовые автомобили на бензине грузоподъемностью 5 т.

3. Легковые автомобили.

Примерная диаграмма № 2

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния кривых малых радиусов.

Примерная диаграмма № 3

Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния типа и технического состояния дороги.

Обозначения:

1. Асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с неровной поверхностью.

2. Щебеночное покрытие, пропитанное битумом или с поверхностной обработкой.

3. Каменное покрытие в хорошем состоянии.

4. Гравийное покрытие в хорошем состоянии.

5. Гравийное покрытие в среднем состоянии.

6. Гравийное покрытие в плохом состоянии.

7. Грунтовая дорога в среднем состоянии.

Примечание:

Покрытие для сравнения: асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с ровной поверхностью, на прямом участке дороги и при нулевом уклоне.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования
Тел (812) 318-52-59
318-52-60
[email protected]
© 2009 НПО Пружинный завод О порядке пользования сайтом
Rambler's Top100